Заветное пластиковое удостоверение наконец-то спокойно лежит у меня в кармане. Даже в эти морозные дни оно работает, правда, не по назначению, а как портативная грелка для души и весомый аргумент для самооценки. И хоть пока я по-прежнему хожу пешком или езжу на общественном транспорте за неимением своего собственного, я твердо верю, что это не навсегда...
Теперь обо всем по порядку. Тем более, что тема вождения – актуальная, машины заполонили весь город, на дорогах – пробки, а во дворах трудно протиснуться к подъезду от обилия частного транспорта. И те, кто еще не отучился «на права», так или иначе чаще всего приходят к мысли, что надо бы подкопить деньжат – и вплотную заняться этим вопросом. Такие мысли особенно назойливы, когда едешь в набитом троллейбусе и не слишком хрупкая кондукторша пытается протолкнуться к своему месту. А еще – когда видишь своих знакомых, проезжающих мимо на машине, а ты при этом мерзнешь на остановке с набитыми пакетами и сумками в обнимку. Но кроме этих банальных бытовых причин у меня была еще одна, сподвигшая меня на то, чтобы пойти и решительно записаться в автошколу – это жгучая мечта научиться водить машину.
При выборе автошколы я руководствовалась отзывами друзей, ценой и местом проведения занятий. Мой выбор пал на одну из центральных учебных частей. Цены во всех школах различаются незначительно. Если вы сэкономите на первоначальной стоимости, то потом доплатите за уроки вождения. Средняя цена за категорию «В» – от 6500 до 8000 рублей. Но поговаривают, что эти цифры с Нового года будут не актуальны – стоимость обучения увеличится вдвое. Хотя и так не стоит обольщаться этими подсчетами. Ведь для будущего водителя необходима практика, а каждый урок вождения стоит примерно 200 рублей (взять уроки вождения нужно не меньше 9-10 раз), и на этом лучше не экономить, если есть горячее желание научиться водить машину и в будущем обезопасить свою жизнь за рулем (ведь, как известно, «правила дорожного движения написаны кровью», а их соблюдение без подтверждения практикой невозможно). Вот и плюсуйте. Потом прибавится еще платная медицинская справка, а на финальной стадии – госпошлина. Это кроме мелких расходов (таких как покупка обучающей литературы и пр.).
Теоретические занятия проходили три раза в неделю – атмосфера в классе была веселая. Мальчиков в группе оказалось больше, чем девочек, поэтому они первые и держали ответ по пройденному материалу. Кстати, у нас в группе занимались, в основном, студенты – время для работающих людей неудобное (четыре часа дня), а вот в других группах возрастные рамки были гораздо более широкие. Уроки пролетали быстро. Сначала учили знаки – мне казалось невозможным запомнить все «железяки» и таблички, на которых изображены примерно одинаковые линии и картинки. Но постепенно они сами выстроились в единую цепочку. Трудно давалось также запоминание действий регулировщика. Преподаватель помогал простыми «водительскими» объяснениями. Например, «стена-спина», а «трамвай едет только из рукава в рукав». Не надо думать, что если трамваи не ходят по нашему городу, то и изучать их необязательно. Мало ли куда занесет жизненная дорога. К тому же в экзаменационных билетах вопросы об этом виде транспорта – не редкость.
Наконец азы были пройдены, медицинские справки собраны и сданы секретарю, и нас допустили до уроков вождения. О справках отдельно. Не такое это легкое занятие – хождение по врачам. Конечно, формальный осмотр специалиста занимает не больше пяти минут, но как быть с очередью в поликлинике? Казалось бы, всё просто – нужно подойти и сказать людям, стоящим и сидящим у двери вожделенного кабинета: «У меня платная справка, мне без очереди». Это все в рамках закона. Но я лично с большим трудом выдавливала из себя эти слова – у меня-то ничего не болит, а кто-то ждет-мучается. Хотя если подумать о том, во сколько кабинетов мне предстоит постучаться... У лора этот номер не прошел – там дежурила такая разъяренная толпа, а врач так медленно принимал больных, что все были на нервах и путь к двери был перекрыт живой стеной. И если бы не одна добрая женщина с заложенным ватой ухом, пропустившая меня вперед, стоять мне там еще часа три – это точно. На справку я потратила где-то три дня. Ведь нужно побывать не только в своей родной районной поликлинике, но и на улице «Лесная» – у психолога и нарколога (кстати, за отдельную плату). А еще нужно зайти на станцию переливания крови, чтобы они поставили штампик с группой крови и резус-фактором. Все эти бумаги собираются воедино, заверяются в поликлинике в трех кабинетах, и в итоге – долгожданная справка с кучей подписей и печатей в моих руках. А это значит, что впереди меня ждут практические уроки вождения!
Я не боялась идти на первый урок вождения. Даже несмотря на то, что знакомые уже запугали меня рассказами о том, как у них после поездок по городу дрожали коленки, а некоторым даже инструктор помогал выйти из машины (у самих от страха ноги не работали). Я же, ни разу даже просто не сидевшая за рулем, не представляла, чем для меня это может обернуться. Инструктор довез меня до полигона, всё мне объяснил, всё показал, но я, конечно, ничего не запомнила. Тут даже ни при чем то, что я блондинка. Просто до этого я даже пристегиваться ремнем безопасности толком не умела. И вот я – водитель, вцепившийся в руль мертвой хваткой. При виде встречной машины я поднимаю визг – боюсь! Но не столько за себя, сколько за встречную машину. Инструктор успокаивает – мол, у него есть запасные педали: «сцепление» и «тормоз». К тому же я ехала исключительно на первой скорости (медленней не бывает). И когда инструктор предложил перейти на вторую, я так яро запротестовала, что он сам испугался. Это было первое занятие. В следующие разы – я уже собралась, перестала крутить руль слишком сильно, и мне разрешили по самому спокойному маршруту города добраться до места назначения. И тут я поняла, что мечта моя потихоньку сбывается! Я ехала и улыбалась, как полная... блондинка! Но это действительно счастье, когда что-то начинает получаться!
Однако впоследствии ездить по городу мне показалось даже легче, чем проходить испытания, которые ожидали меня на полигоне, на экзамене. Во-первых, «змейка». Тут надо хорошенько поработать руками, выкручивая руль то влево, то вправо, и немножко головой, сверяя направление. Второе задание – «горка». Ох, уж этот ручной тормоз, на который нужно ставить машину, а потом еще и трогаться с него. Тут я поняла, что мне не помешало бы подкачаться – а то тормоз малость туговат. Ну, а если вы справились с этим заданием, вас ожидает самое сложное – заехать задним ходом в бокс. Тут уже главное не физическое, а умственное напряжение. Прежде всего надо понять, как это делается. Конечно, опытным автолюбителям эти задания покажутся легкими, но для новичка, поверьте мне, это весьма проблематично.
Одно занятие по вождению мне особенно запомнилось. Я с радостью залезла на сиденье, обхватила уже полюбившийся руль и тут увидела, что у инструктора за двухдневный промежуток между нашими занятиями поприбавилось седых волос. Возникла надежда, что это не моя работа – я же еще даже не тронулась с места! И правда, я оказалась ни при чем. Просто передо мной ученицу подрезала машина, задев бампер. За рулем сидел пьяный водитель. Он решил уладить всё мирно – отдал деньги на ремонт. Но инструктора могли уволить за подобное происшествие. Однако обошлось. И мы поехали по городскому маршруту. Тут меня за рулем увидел бывший одноклассник, а потом двоюродная сестра, которая тоже получила недавно заветные «права». Я была так горда собой! Между тем, инструктор мне признался, что когда я села за руль в первый раз, он подумал, что я необучаемая. А потом – начался прогресс, и теперь он в меня поверил. Вот так, главное – не сдаваться!
Наконец наступил самый волнующий момент – финишная прямая, состоящая из нескольких испытаний. Сначала внутренний экзамен – непосредственно в автошколе. Потом в аттестате вам напишут – какие оценки вы заслужили. Но самое главное началось через два дня после этого. Ранним утром (где-то в 7.20) мы уже были у центрального входа в ГАИ. Преподаватель вернул нам наши паспорта, отобранные накануне. Около восьми здание официально открылось. Огромная толпа хлынула на второй этаж. Конечно, ведь не одна наша группа сдает сегодня. К тому же есть куча пересдающих, ожидающих своей очереди, чтобы попасть в экзаменационный класс. А у другой двери счастливчики – уже получатели заветных «прав». Да мало ли вообще людей, бывающих по делам в ГАИ – тех, кто оплачивает штрафы, переоформляет госномера и т.д. И немаловажная деталь! При таком огромном наплыве людей, проводящих в этом здании, помимо своей воли, немало времени, нет ни одного туалета для посетителей! А у каждого работника для такого случая есть специальный ключ для открывания заветной комнатки. Одна девушка, нехорошо себя почувствовавшая, спросила у продавщицы в киоске на первом этаже, есть ли здесь необходимые удобства? Та с раздражением ответила: «Нету!» Видимо, ей уже не один раз задавали подобный вопрос. Когда девушка спросила: «А вы куда же ходите?», она ответила: «Ну вы же туда не пойдете, куда я хожу». Позже я опросила знакомую мне общественность, тоже столкнувшуюся с этой проблемой, и услышала единогласное: «Нет удобств в ГАИ. Все знают, что их там нет». Ответ дан был мне таким тоном, как будто это логично, и можно было самой догадаться, если хорошенько подумать. Но на самом деле, как может быть, то есть, простите, как может не быть мест общественного пользования в огромном здании, где полно посетителей? А если человеку стало плохо? Мало ли как бывает. Когда мы сдавали экзамен, например, один первокурсник чуть не съел от страха свою шапку, потом его долго мутило, правда, экзамен он всё равно сдал. А одна подруга по секрету сообщила : «Меня знакомый дяденька провел в санузел, открыл для меня его своим ключом». Вот так, у нас в ГАИ в туалет можно попасть только по блату. Имейте в виду.
Но перехожу к заключительному этапу. Где-то через полтора часа нашу группу вызвали в экзаменационный класс. На мониторе каждого компьютера значились личные данные учеников (имя, фамилия, год рождения). Я уселась за свой компьютер, пытаясь подавить в себе волнение. Итак, экзамен запущен. Сколько раз я уже решала эти задачи! А всё равно – нет-нет, да и ошибешься, перепутаешь что-нибудь. Но мне повезло – после двадцати вопросов я увидела на мониторе жирную зеленую галку – сдано, да еще и без единой ошибки. Ура!
В этот же день к двенадцати часам мы прибыли на полигон. Мы доехали на такси, а можно добраться с пересадкой: от остановки «Северный» сесть на «газель», идущую на Лямбирь. Да, этот полигон никак не сравнится с нашим – учебным. Кочки, ямки. Ехать нужно слегка в горку, так что, если просто стоишь на месте (без тормоза и ручника), машина катится назад. Там даже опытный водитель не сразу соберется и проедет правильно (это мы опыты ставили – проверено на знакомом).
Что ж, опять толпа... Опять нет цивилизованных кабинок (как по Задорнову: у нас «лес» и «туалет» – это синонимы. Однако в нашем случае – большую часть времени года там голые деревца, и всё просматривается). Теперь только прибавилось открытое небо, холодный ветер и отсутствие хоть каких-нибудь скамеек. Наконец вызвали – я доехала до второй фишки в «змейке». Позорно? Как сказать! Некоторые вообще по прямой ехали. Да как там только не ездили! При мне только одна девушка сдала первый этап, дальше ей предстояло ехать по городу... Ладно, на сегодня хватит приключений – домой, а в следующую субботу – снова сюда, на пересдачу... А кто сказал, что будет легко?
Все читатели могут справедливо заметить, что «права» я получила, а теперь жалуюсь на сервис. У нас ведь всё так – за каждой важной бумагой нужно отстоять миллион очередей, пройти испытание грубостью. Все к этому давно привыкли и смирились. А тут такой серьезный документ, тем более полученный на десять лет, что можно всё стерпеть. Но я хочу всё-таки заметить, что культура должна сохраняться всегда – даже на бытовом уровне. Ведь грубость и отсутствие необходимых удобств унижают человека, добавляют негатива в стрессовую обстановку экзаменов.
На «правах» я получилась очень интересно – как будто фотографировали не меня, а темно-розовый фон за моей спиной. Голова моя болтается где-то внизу. Но я всё равно счастлива! Я смотрю на этот документ, ради которого я запустила учебу, потратила столько сил, времени, денег, и не могу налюбоваться. Пусть это только первый этап на пути превращения «из пешехода в водителя», но тем интереснее и важнее становится всё, чего добился.
А людям, стремящимся присоединиться к автолюбителям, я желаю терпения, запаса жизненной энергии, необходимых материальных средств, и главное – мечты! Именно она поможет преодолеть трудности. И пусть мечты сбываются!